Формы рефинансирования. Рефинансирование коммерческих банков центральным банком Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков

Рефинансирование (Refinancing) — операции по предоставлению банкам кредитов в установленном порядке. Основной целью рефинансирования является регулирование в соответствии с выполнением Национальным банком функции . Для этого Национальный банк использует такие кредиты рефинансирования:

  1. постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов ;
  2. кредиты рефинансирования сроком до 90 дней;

На основе постоянно действующей линии рефинансирования Национальный банк осуществляет поддержку краткосрочной (мгновенной) ликвидности банка в национальной валюте путем предоставления кредита овернайт:

  1. под обеспечение Украины (кроме облигаций внешнего государственного займа) или ;
  2. без обеспечения ().

Рефинансирование осуществляется на основе заключения банком генерального кредитного договора. Условием рассмотрения заявки банка на получение бланкового кредита овернайт является его согласие на применение Национальным банком режима блокирования средств на банка-заемщика в сумме предоставленного кредита и процентов за пользование им на срок до его возвращения. Национальный банк ежедневно по электронной почте объявляет банкам процентные ставки по кредитам овернайт на следующий рабочий день, размер которых может быть дифференцированным в зависимости от обеспечения.

В случае необходимости поддержания ликвидности банк может в течение любого рабочего дня подать в Национальный банк одну заявку на получение кредита овернайт. Банк может обратиться с заявкой с 9.00 до 11.00 (заявки удовлетворяются до 14.00) и с 14.00 до 16.30 (заявки удовлетворяются до 17.00). Возвращение банком кредита осуществляется на следующий рабочий день до определенного времени одновременно с процентной платой.

Рефинансирование банков сроком до 90 дней осуществляется путем проведения количественного или процентного тендера. Сообщение о проведении тендера направляется еженедельно по электронной почте. Тендеры проводятся каждую среду с такой периодичностью:

  • три среды подряд — рефинансирование сроком до 14 дней;
  • одна среда — рефинансирование сроком до 90 дней.

В начале года Национальный банк объявляет график проведения тендеров по регулированию ликвидности банков. В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банков Национальный банк может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

Количественный тендер — тендер, на котором Национальный банк заранее устанавливает , по которой банки могут получить кредиты рефинансирования или разместить в Национальном банке средства. Сумма средств, предлагаемая для рефинансирования или для размещения, может объявляться либо не объявляться. Распределение кредитов при проведении количественного тендера осуществляется согласно заявке до истечения суммы, предложенной на этот тендер. Если предложенной на количественном тендере суммы недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то средства по объявленной цене распределяются между всеми банками пропорционально поданным заявкам.

Процентный тендер — тендер, во время которого банки в своих заявках при обращении к Национальному банку отмечают процентную ставку, по которой они соглашаются получить кредит рефинансирования или разместить средства. На процентном тендере заявки удовлетворяются в соответствии со снижением предложенной в них процентной ставкой, начиная с самой высокой, и в дальнейшем постепенно до окончания предложенного объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Если два или более участников процентного тендера предлагают одинаковую процентную ставку, а объем кредитов недостаточен для удовлетворения всех заявок банков с одинаковой процентной ставкой, то средства пропорционально распределяются между этими банками.

Национальный банк принимает решение о рефинансировании, если банк соответствует следующим требованиям:

  • срок деятельности банка — не менее одного года после получения и соответствующего ;
  • имеет лицензию на осуществление банковских операций и письменное разрешение, в т.ч. по операциям с и с по поручению клиентов или от своего имени;
  • имеет активы, которые могут быть приняты в залог;
  • своевременно погашает полученные от Национального банка кредиты и платит проценты, а также является платежеспособным.

В зависимости от состояния денежно-кредитного рынка Национальный банк может устанавливать дополнительные требования к инструментам, срокам рефинансирования, видам и суммам обеспечения кредита, частоты обращений и тому подобное.

Национальный банк осуществляет рефинансирование банков путем проведения тендеров только под соответствующее обеспечение. Национальный банк в сообщении о проведении тендера, исходя из ситуации на денежно-кредитном рынке, определяет перечень видов обеспечения. Обеспечением кредитов рефинансирования могут быть:

  • государственные облигации Украины;
  • депозитные сертификаты;
  • ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения;
  • иностранная валюта (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены);
  • обычные ипотечные облигации;
  • облигации местных займов;
  • облигации предприятий (кроме целевых);
  • субъектов хозяйствования-резидентов (в отдельных случаях и нерезидентов);
  • , авалированные другим банком;
  • гарантии другого банка-резидента.

Национальный банк может принимать решение о принятии в качестве обеспечения кредита однородного или смешанного залога. Перечень ценных бумаг, которые могут приниматься в качестве обеспечения кредитов рефинансирования, определяется и объявляется ежеквартально.

Процентная ставка по кредитам рефинансирования (ставка рефинансирования) определяется на основе и в зависимости от срока и вида рефинансирования и не может быть меньше, чем учетная ставка. На процентном тендере заявки банков удовлетворяются соответственно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с самой высокой, и далее постепенно до окончания предложенного Национальным банком объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Ставка рефинансирования в течение кредитного договора не подлежит корректировке. Процентные ставки по операциям рефинансирования и результаты их проведения Национальный банк объявляет ежедневно.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг (подробнее см.

5.2), а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитывались по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей, т.е. посредством покупки у банков векселей до истечения срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

· требованиями к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· лимитом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом переучёта векселей для одного кредитного института;

· учётной ставкой центрального банка.

Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования (политика кредитной рестрикции), коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым кредитополучателям. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на их ликвидность. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Таким образом, предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности центрального банка на открытом рынке. В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка, как правило, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

1. формы обеспечения (учётные и ломбардные);

Методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

3. сроков предоставления (краткосрочные от 1 дня до 1 мес., среднесрочные 1-3 мес., долгосрочные 3-4 мес. и более);

4. цели предоставления кредита (кредиты для завершения расчётов текущего дня, сезонные кредиты и др.)

Политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы путём изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие на рынок). Однако основным недостатком данного метода денежно-кредитной политики является то, что он затрагивает лишь коммерческие банки и зависит от их «желания» получить рефинансирование в центральном банке. Если на межбанковском рынке есть в достаточном объёме кредитные ресурсы, рефинансирование коммерческими банками будет использоваться мало. В этом случае указанный метод почти полностью теряет свою эффективность, поэтому его применение оправдано, прежде всего, в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг.

Таким образом, у рефинансирования как метода проведения структурных операций на открытом рынке (по сравнению с операциями с ценными бумагами) есть ряд особенностей, значительно снижающих его эффективность при воздействии на рынок:

· во-первых, эффективность политики рефинансирования, в отличие от «независимого характера» операций с ценными бумагами, полностью зависит от желания или потребности банков в дополнительных ресурсах;

· во-вторых, эти инструменты являются менее точными и с позиций регулирования объёма ликвидности денежного рынка: трудно точно спрогнозировать как потребности в кредите, так и процентную ставку, им соответствующую;

· в-третьих, реализация, например, политики кредитной рестрикции путём ужесточения условий рефинансирования банков негативно отразится на кредитно-инвестиционном спросе со стороны реального сектора экономики;

· в-четвёртых, изменение ставок по кредитам центрального банка влечёт за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Повышение ставок на рынке, вызванное ростом ставок по кредитам центрального банка, снижает спрос на рынке ценных бумаг. (Для экономических субъектов более выгодными по сравнению с ценными бумагами, становятся депозиты, для банков – кредиты). В свою очередь, падение спроса на ценные бумаги ставит под угрозу обеспечение безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Помимо этого, следующее за падением спроса на ценные бумаги снижение цен на них влечёт за собой рост доходности, что в перспективе увеличит выплаты из бюджета.

· свобода действий центрального банка при проведении той или иной политики рефинансирования ограничиваются ещё и тем, что ставки центрального банка обладают так называемым «сигнальным эффектом», то есть служат информационным средством для делового мира о направлении действий центрального банка (рестрикция, экспансия).

Все отмеченные моменты уменьшают возможную широту диапазона, а также гибкость и оперативность рефинансирования как метода денежно-кредитного регулирования центрального банка, особенно при проведении долговременной денежно-кредитной политики.

Еще по теме 5.1. Система рефинансирования банковского сектора:

  1. 1.2 Выявление базовых тенденций развития рынка банковских услуг на основе анализа зарубежного опыта развития банковского сектора экономики

Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 N 36 "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" (с учетом изменений и дополнений) и от 06.03.98 N 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.

В настоящее время Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов в соответствии с Положением от 06.03.98 N 19-П заключены с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт - Петербурга.

Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися.

За январь - сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты "овернайт" - 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, "овернайт") Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов "овернайт") банкам Ростовской области.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1527 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1999 году" и от 29.12.98 N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности функционирования отечественного птицеводства в 1999 году" Банк России подготовил и ввел в действие Временное положение от 13.04.99 N 74-П "О порядке предоставления обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации".

Однако указанный порядок кредитования не был реализован, поскольку во исполнение мероприятий, предшествующих утверждению Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1999 год, Совет директоров Банка России вынужден был принять решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы целевого кредитования конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования банков и предоставления банкам новых кредитов на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению (которые предоставлялись Банком России в период с августа 1998 года по июнь 1999 года в рамках проводимой реструктуризации банковской системы).

В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение кредитов, выданных банкам в 1992 - 1994 годах на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность по этим кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335 и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" задолженность предприятий и организаций отдельных отраслей экономики, не обеспеченная источниками возврата, подлежит переоформлению на государственный внутренний долг.

В связи с тем, что в первом полугодии 1999 года переоформление задолженности на государственный внутренний долг не осуществлено, Совет директоров Банка России принял решение об отсрочке погашения процентов за пользование централизованными кредитами в сумме 184,2 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

21 августа 1999 года Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики принято решение (Протокол N 70) о продлении сроков погашения централизованных кредитов в сумме 28 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

Тема: Система рефинансирования Банка России

Вообще рефинансирование означает погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. В узком смысле под рефинансированием понимается предоставление кредитов банкам, когда они исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников.

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:

Кредиты ЦБ, выданные КБ под залог ц.б. Происходит увеличение высоколиквидных средств КБ;

Краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках /своп и РЕПО/. Предусматривается заключение двух встречных сделок – продажа и одновременно покупка ликвидного актива /валюты или ц.б./ Например, если КБ имеет неотложные обязательства в рублях и располагает временно свободными средствами в долларах, то он может мгновенно /в день заключения сделки/ продать доллары за рубли, необходимые для погашения обязательств, и одновременно заключить встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом /от 1 дня до нескольких лет/.

Рефинансирование в развитых странах носит краткосрочный характер, поскольку долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью, кроме того, на длительные сроки возможно привлечение средств на открытом рынке. Кроме того, КБ обеспечен практически равный доступ к кредитам ЦБ. Значение рефинансирования снижается с развитием денежных и финансовых рынков. Механизм рефинансирования является последним инструментом регулирования ликвидности КБ, следовательно БР является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования КО, т.е. устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также непосредственно осуществляет соответствующие операции.

Значение рефинансирования рассматривается на макро- и микроуровнях:

Макроуровень: воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Получение КБ кредита от ЦБ => увеличение объемов размещения => мультипликационное расширение денежной массы.

Регулирование ставок денежного рынка – с помощью ставки рефинансирования – %, под который ЦБ предоставляет кредиты устойчивым КБ. Если рефинансирование проводится путем учета / переучета векселей, то применяется учетная ставка – %, по которому ЦБ учитывает векселя КБ.

Повышение ставки рефинансирования => повышение % ставки по кредитам и депозитам => уменьшение спроса на ц.б. => увеличение предложения ц.б., т.е. снижение спроса на ц.б., т.к. при дорогих кредитах более выгодным считается прямое финансирование. И наоборот.

Микроуровень: обеспечение ликвидности КБ, предотвращение банковского кризиса за счет устранения эффекта «домино» в БС.

Если кредиты ЦБ не возвращаются своевременно, то они стимулируют инфляционные процессы, ergo, условием их выдачи является финансовая устойчивость банка-заемщика.

Кредиты классифицируются в зависимости от:

    формы обеспечения: под залог ликвидных и высоколиквидных ц.б. /ломбардные/, под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства КО /учетные/;

    методов предоставления (прямые – по инициативе КО, предоставляемые путем проведения аукционов – по инициативе ЦБ);

    сроков предоставления (краткосрочные – внутридневные и овернайт, среднесрочные – ломбардный до 1 месяца, долгосрочные – до 1 года);

    целевого характера (корректирующие кредиты – на обеспечение ликвидности и целевые кредиты – на развитие определенных отраслей или целевых программ).

В нормативных актах ЦБ может конкретизировать условия предоставления кредитов в зависимости, например, от категории заемщика или цели выдачи кредита. Эффективным механизм регулирования ликвидности КБ может быть признан только при установлении по кредитам и депозитам штрафных % ставок: самых низких при депонировании средств и самых высоких – при кредитовании КБ, что позволяет ЦБ избегать функции брокера межбанковского рынка.

Операции рефинансирования проводятся на основании и в рамках заключенных между БР и КО договоров. Заключению договора предшествует рассмотрение Банком России заявления КБ на получение кредита, причем последний пребывает в статусе потенциального заемщика не более 8 рабочих дней, необходимых Банку России для рассмотрения заявления и анализа предоставленной информации о заемщике. Заявление подается в Главное управление БР по соответствующей территории – по месту нахождения КБ, что значительно расширяет круг возможных банков-заемщиков. Необходимым условием является наличие открытого корреспондентского счета, на который впоследствии будет осуществлено перечисление кредита. Вместе с заявлением банк представляет пакет документов, подтверждающий исполнение им своих обязательств по кредиту либо залогом векселей и прав требования, либо ценными бумагами из Ломбардного списка.

В настоящее время разработаны и применяются механизмы рефинансирования, которые условно можно разделить на 2 группы в зависимости от степени оперативности принятия решения о предоставлении кредита – для поддержания и регулирования ликвидности БС:

1) кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка – внутридневной, овернайт, ломбардный;

2) кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства КО – для стимулирования развития реального сектора экономики.

1. В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (т.е. определен конкретный перечень ценных бумаг – т.н. Ломбардный список БР). Учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями, оценка стоимости проводится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на ОРЦБ (ММВБ). В этом случае время принятия решения о рефинансировании определяется в диапазоне от нескольких секунд до 1 часа.

2. Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, необходимых для оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются Банку России в залог по кредиту. В этом случае банк - потенциальный заемщик должен представить в БР оригиналы:

Кредитных договоров, права требования по которым передаются в обеспечение кредита,

Договоров поручительства,

Векселя, передаваемые в обеспечение кредита.

Факт передачи указанных документов сопровождается составлением акта приема-передачи, подписываемого уполномоченными лицами банка и БР.

Поданные, таким образом, документы подлежат тщательной проверке, причем проверка может быть проведена на любом этапе действия договора рефинансирования – т.н. Плановая инспекционная проверка.

В случае использования инструмента поручительства в качестве банка-поручителя может выступать не любой банк, а лишь тот, который отвечает следующим требованиям:

1) он должен быть отнесен к 1 категории финансового состояния;

2) не может иметь недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение норм обязательных резервов;

3) не может иметь просроченных денежных обязательств перед БР;

4) не может быть членом одной банковской группы с банком-заемщиком;

5) должен предоставить Банку России право на списание со своего корреспондентского счета денежных средств в объеме требований по договору поручительства на основании инкассовых поручений БР;

6) должен соответствовать требованиям БР о наличии международного рейтинга определенного уровня.

После рассмотрения заявления банка – потенциального заемщика БР может принять решение о выдаче кредита и заключить соответствующий договор и может отказать в предоставлении кредита. Это возможно в случае несоответствия банка-заемщика хотя бы одному из критериев, указанных выше. В любом случае БР указывает причины своего негативного решения и возвращает оригиналы представленных документов.

БР предоставляет следующие виды кредитов:

Вид кредита

Срок в днях

(рабочих/календарных)

Право досрочного погашения

Ставка, % годовых

Вид обеспечения

Внутридневной

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка, векселя, права требования по кредитным договорам

Овернайт

1 рабочий

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка, векселей, прав требования по кредитным договорам

Ломбардный

1, 7 и 30 дней (на фиксированных условиях), 14 дней, 3, 6 и 12 месяцев (на аукционной основе) календарных без права досрочного возврата

На 1, 7 и 30 календарных дней – 8%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

До 365 календарных

8% - до 90 календарных дней, 8,5% - от 91 до 180 календарных дней, 9% - от 91 до 365 календарных дней

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам или поручительства КО

Наибольший удельный вес в кредитах рефинансирования занимают краткосрочные кредиты – т.н. корректирующие, т.к. они предоставляются для корректировки финансового положения банков лишь в том случае, если последние не могут получить кредиты на межбанковском рынке. Финансовые проблемы могут возникать в случае резкого непредвиденного уменьшения депозитов, повышенного спроса на банковские кредиты или при возникновении временных трудностей при получении кредитных ресурсов из обычных источников. Корректирующие кредиты запрещается использовать для спекулятивных целей или финансирования сомнительных инвестиций, например, на приобретение ценных бумаг.

Особое место в практике Центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Этот вид кредитов является достаточно дорогостоящим, т.е. предполагает высокие % ставки. В России Внутридневные кредиты являются бесплатными. Внутридневные кредиты обеспечивают бесперебойное функционирование платежной системы и предоставляются банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня. Основное значение внутридневных кредитов заключается в том, что их предоставление позволяет ускорить процесс оперативного пополнения корсчета особенно в первой половине операционного дня, что позволяет подержать платежеспособность банка и, тем самым, избежать возникновения цепочки неплатежей в системе банковских расчетов.

Предоставление внутридневного кредита означает, что расчетное подразделение БР во время проведения расчетов текущего операционного дня проводит платежи банка, имеющего картотеку отложенных платежей, сверх имеющихся на корсчете банка средств. Следовательно, возникает дебетовое сальдо, которое не должно, превышать установленный лимит рефинансирования.

Документом, подтверждающим факт предоставления внутридневного кредита, является промежуточная выписка о состоянии корсчета, в которой отражается внутреннее дебетовое сальдо. Погашение внутридневного кредита осуществляется за счет текущих поступлений денежных средств на корсчет в течение операционного дня, в случае непогашения такого кредита до завершения расчетов текущего дня сумма внутреннего дебетового сальдо переоформляется в кредит овернайт.

Целью кредитов овернайт , как и внутридневных кредитов, является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Основанием для предоставления таким кредитов являются наличие в конце операционного дня неисполненных платежных документов и наличие непогашенного внутридневного кредита, а также наличие у банка в момент предоставления кредита ценных бумаг, учитываемых в разделе «Блокировано Банком России» счета депо, стоимость которых достаточна для получения определенной суммы кредита овернайт с учетом начисленных % по нему. Инициатором выдачи кредитов овернайт является ЦБ.

Документами, подтверждающими факт предоставления кредита овернайт являются выписки по корсчету и ссудному счетам банка-заемщика, а также оформленного и подписанное Банком России Извещение. Кредиты овернайт предоставляются на срок от начала проведения кредитной операции, т.е. с даты зачисления денежных средств на корсчет банка, до ее завершения, т.е. до даты погашения кредита и уплаты % по нему. Чаще всего, кредиты овернайт предоставляются для погашения задолженности по внутридневному кредиту, оставшейся непогашенной к концу дня. Внутридневные кредиты и кредиты овернайт предоставляются в автоматическом режиме, в то время как ломбардные кредиты предполагают режим запроса, т.е. подачу заявления на получение кредита по фиксированной % ставке либо заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе.

Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг, носят краткосрочный характер и преследуют цель регулирования банковской ликвидности. Обеспечением ломбардных кредитов являются ценные бумаги, имеющие официальную котировку и принимающиеся к учету в ЦБ:

Государственные ценные бумаги,

Ценные бумаги, гарантированные государством,

Первоклассные коммерческие векселя,

Биржевые акции и облигации крупных промышленных компаний, банков и т.д.

Установлены определенные правила ломбардного кредитования , которых придерживается большинство ЦБ:

а) стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

б) ЦБ применяет поправочные кредиты к номиналам ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости;

в) право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к ЦБ, если кредит не погашается в срок;

г) ломбардная % ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки.

Ломбардные кредиты предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, установленного ЦБ в соответствии с ориентирами единой государственной ДКП. Организация и проведение операций ломбардного кредитования возложены на Сводный экономический департамент БР. Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник. Для получения возможности получения кредита БР КО заключают с БР Генеральный кредитный договор.

Предоставление кредитов осуществляется на следующий рабочий день после проведения аукциона. КО могут подавать для участия в аукционе конкурентные и неконкурентные заявки. Совет директоров БР установил ограничение по минимальному предложению % ставки для конкурентных заявок : не ниже 7% годовых. Неконкурентная заявка дает КБ право получить по итогам аукциона кредит ЦБ по средневзвешенной % ставке. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок) устанавливается Условиями проведения аукционов – 50% общего объема заявок КБ, поданных для участия в аукционе.

Ломбардные аукционы проводятся по американскому способу.

Кредиты БР предоставляются при условии предварительного блокирования ценных бумаг в разделе “Блокировано Банком России” счета депо в Депозитарии (НДЦ), причем банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих блокированию. Ценные бумаги, учитываемые в разделе “Блокировано БР” и отобранные в обеспечение кредита для перевода в разделы “Блокировано под кредитный аукцион”, “Блокировано в залог под ломбардные кредиты” или “Блокировано в залог под кредиты “овернайт” составляют залоговый портфель ценных бумаг. Причем ценные бумаги отбираются в портфель по принципу минимального срока до погашения.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость ц.б. всех выпусков в залоговом портфеле, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме запрашиваемого кредита, включая сумму % за предполагаемый срок пользования кредитом.

P = ∑ (V t * Q t * K t)

P – рыночная стоимость ц.б. всех выпусков в залоговом портфеле, t – порядковый номер выпуска ц.б., m – количество выпусков ц.б. в портфеле, V t – рыночная стоимость одной ц.б. t-го выпуска, Q t – общее количество ц.б. t-го выпуска в портфеле, K t – соответствующий поправочный коэффициент по t-му выпуску ц.б.

В настоящее время:

0,95 по ГКО,

0,9 по ОФЗ и государственным федеральным ц.б. в инвалюте,

0,8 по облигациям городских облигационных займов Москвы,

0,5 по облигациям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигациям КБ «Московское ипотечное агентство».

В отношении кредитов, обеспеченных залогом и поручительством , стоит заметить, что они позволяют КО получать кредиты, предоставляя в залог учтенные векселя и права требования по кредитным договорам из собственного кредитного портфеля.

Обеспечение кредита считается достаточным, если общая стоимость всех обязательств, входящих в залоговый портфель, равна либо превышает сумму запрашиваемого кредита, включая начисленные %, кроме того, если имеется хотя бы одна КО - поручитель. К организациям, векселя которых выступают предметом залога, также предъявляются определенные требования:

1) показатели бухгалтерской отчетности вполне соответствуют требованиям ЦБ;

2) срок функционирования – не менее 3 лет;

3) положительное аудиторское заключение по результатам работы за 3 последних года;

4) относится к отраслям “Промышленность”, “Транспорт и связь”, “Строительство”;

5) находится на обслуживании в банке-заемщике не менее 1 года;

6) не имеет убытков по результатам работы за текущий год;

7) участвует в УК банка-заемщика в объеме не более 5% от оплаченной величины УК.

Обязательства, организаций, принимаемые в залог, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, выражаться в валюте РФ, кроме того, залогодатель должен являться законным приобретателем предмета залога, не обремененного другими обязательствами. Также обязательства организаций должны иметь срок погашения (исполнения) не ранее, чем через 30 календарных дней после наступления срока возврата кредита ЦБ. Вообще, кредиты такого рода предоставляются на основании заявления банка на срок до 180 календарных дней с возможностью досрочного возврата под 10% годовых.

В отношении кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами КО , целесообразно отметить, что БР предоставляет банкам возможность получения кредита под залог векселей (права требования) или под поручительства банков на срок до 180 календарных дней, при этом допускается его досрочное погашение.

В целях снижения риска введены поправочные коэффициенты для корректировки стоимости принимаемого в обеспечение имущества:

0,5 – для имущества 1 категории качества;

0,3 - для имущества 2 категории качества.

Перечень организаций, чьи обязательства принимаются в обеспечение по кредитам, формируется на основе данных, публикуемых несколькими международными рейтинговыми агентствами (рейтинг BB по классификации Standart & Poors или Fitch Ratings или Ba2 по классификации Moody`s), и утверждается Советом директоров БР.

Банк – потенциальный заемщик может заранее предоставить в БР обеспечение (векселя и права требования) для получения кредита в будущем, т.е. заранее сформировать «пул обеспечения II уровня». Векселя и права требования, передаваемые в обеспечение, должны соответствовать определенным критериям:

1) оформлены с соблюдением законодательства РФ;

2) сумма обязательств выражена в рублях, USD, EUR или GBP;

3) векселя должны быть отнесены к 1 или 2 категории качества.

Операции РЕПО представляют собой сделки с блокировкой обеспечения, по которым продавцом облигаций по первой части операции и покупателем облигаций по второй части операции является банк, а покупателем облигаций по первой части и продавцом облигаций по второй части является БР. ЦБ осуществляет операции РЕПО только с банками-дилерами, заключившими с ним соглашение о проведении рассматриваемых операций как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени и по поручению других КО - инвесторов.

Принятие и рассмотрение соответствующих заявок дилеров (в том числе по поручениям инвесторов) осуществляет БР при выполнении на начало дня рассмотрения заявок определенных условий:

а) дилер (инвестор) не имеет просроченных денежных обязательств перед БР;

б) дилер (инвестор) отнесен к категории финансово-стабильной КО;

в) дилеру (инвестору) установлен лимит по сделкам прямого РЕПО) – т.е. максимальный объем обязательств дилера (инвестора) по действующим сделкам прямого РЕПО;

г) дилер (инвестор) не имеет недовзноса в обязательные резервы и.т.д.

Сделки РЕПО могут заключаться:

1) путем аукциона заявок на заключение этих сделок;

2) путем проведения торгов по заключению сделок на условиях фиксированной ставки РЕПО;

3) путем проведения торгов по заключению сделок на условиях рыночных ставок, не ниже минимальной ставки РЕПО.

Состав обеспечения, срок РЕПО, минимальная ставка, лимиты участников, начальное и верхнее предельное значение дисконта, поправочные коэффициенты для расчетов лимитов и прочие условия проведения операций РЕПО устанавливаются Банком России. В рамках аукциона прямого РЕПО удовлетворяются заявки дилеров, которые по ставкам оказались не ниже ставки отсечения РЕПО, в заявленных объемах по заявленной ставке РЕПО. Может быть предоставлено право досрочного исполнения второй части соглашения – т.е. вторая часть сделки РЕПО осуществляется в день исполнения первой части по стоимости обратного выкупа, равной стоимости покупки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения дилером своих обязательств по первой части сделки БР освобождается от обязательств по такой сделке, а дилер обязан уплатить в день неисполнения (ненадлежащего исполнения) штраф, равный сумме остаточных обязательств, рассчитываемых в размере двойной ставки рефинансирования, начисленной за одни день на стоимость покупки по неисполненной сделке.

Ставки по РЕПО:

Прямое РЕПО – на 1 день 10%, на 7 дней 10%.

Как добросовестный заемщик, вы рассчитываетесь по кредиту, но хотели бы уменьшить платеж или у вас есть несколько договоров и неудобно платить в разные банки, постоянно по ним отслеживая даты, платежи? ПАО «Росбанк» специально для таких заемщиков разработал проект перекредитования физических лиц. Воспользовавшись предложением рефинансирования кредита в Росбанке в 2018 году, можно выгодно оформить один кредитный договор и за счет полученных средств полностью рассчитаться по действующим кредитным договорам с одной либо несколькими кредитными организациями.

Что такое рефинансирование кредита

Понятие «рефинансирование» с английского оригинала означает повторное предоставление денег. Иначе говоря, имеющиеся обязательства заменяются на новое, получением средств целевого назначения на погашение старого долга. Различается рефинансирование:

  • Внутреннее. Оформление осуществляется тем же финансовым учреждением с параметрами, более выгодными для заемщика. Отличается от реструктуризации долга тем, что выдается новый кредит, а не подписывается дополнительное соглашение на основании изменившихся обстоятельств.
  • Внешнее. Новое заимствование происходит через сторонний банк. Такой тип предлагают сегодня многие банковские учреждения при большом количестве одобрения заявок.
  • Как правило, цель получения рефинансирования – понизить процентную ставку. Это основная причина обращения физических лиц за новым кредитом такого типа. Многие хотят уменьшить и ежемесячную нагрузку по платежам путем увеличения срока выплаты долга. При наличии нескольких договоров заемщик еще стремится их объединить в единый кредитный портфель.

    Другой причиной является необходимость высвободить залог. Так, при погашении обязательств, с имущества снимаются залоговые обременения (исключение составляет ипотека, где действуют специальные требования ее переоформления). Необходимость смены валюты кредитного долга также побуждает физических лиц искать пути конвертации валютных займов в российские рубли.

    Преимущества

    Рефинансирование одинаково выгодно и потребителям, и финансовым учреждениям, предоставляющим такой продукт как сторонним, так и имеющимся клиентам. Физическому лицу дается возможность:

    • получить средства не только для полной досрочной уплаты действующего долга, но и взять большую сумму на свои потребительские нужды;
    • выбрать новые даты полного расчета и графика текущих платежей;
    • снизить платежи, уплачиваемые каждый месяц;
    • распоряжаться имуществом, оформленным в залог;
    • уменьшить финансовую нагрузку, сменив валюту договора.

    Кредитно-финансовая организация при этом выгодно привлекает новых клиентов, получая дополнительную прибыль. При внутреннем же рефинансировании банку иной раз разумнее пойти навстречу должнику и позволить вносить платежи на новых условиях, чем иметь последствия в виде затрат по взысканию просроченных задолженностей и ухудшения собственных финансовых результатов.

    Рефинансирование кредита в Росбанке для физических лиц

    Среди банковских учреждений, предлагающих заемщикам перекредитоваться на погашение имеющихся долгов, рефинансирование в Росбанке дает ряд преимуществ сотрудничества с этим банком. Росбанк разработал сразу несколько предложений для разных групп лиц. Общность условий программ – доступность сумм 50000-2000000 р. без обеспечения сроком 12-60 мес. Условия по процентам зависят от группы клиента и предоставляемой суммы:

    • клиентам, получающим зарплату на карты в Росбанке, доступны годовая ставка 12-14% годовых;
    • работникам компаний, партнеров Росбанка, предлагаются проценты 13-16% годовых;
    • прочие соискатели (стандартность условий) могут претендовать на ставку 13,5-17% в год.

    Деньги на погашение ипотеки

    Программы Росбанка предусматривают переоформления различных видов кредитных договоров, включая карты и ипотечный долг. Среди имеющихся на сегодня вариантов ипотечного перекредитования, рефинансирование ипотеки в Росбанке выделяется выгодным предложением. Кредитно-финансовая организация предлагает ставку 8,75%-10,25% годовых на срок до 25 лет. Объем предоставляемых средств: от 600 тыс. р. для проживающих в Москве и области, от 300000 тыс. р. для регионов.

    Доступно дополнительное снижение ставки 4% от кредита при оформлении по желанию заемщика страховки имущества, жизни (здоровья), утраты права собственности на жилье. На величину процентов влияет кредитная история, длительность договора, стаж трудовой занятости, образование заемщика, количество участвующих в сделке, место расположения закладываемой недвижимости, вид дохода и его соотношение к расходам.

    Требования к заемщику от Росбанка

    На официальном сайте описана процедура получения кредита. Клиент заполняет кредитную заявку на сайте. Для передачи необходимой документации далее нужно позвонить в контактный центр либо оформить заявление в офисе. Рефинансирование кредита в Росбанке в 2018 году доступно при соответствии следующим условиям:

    • российское гражданство;
    • постоянная регистрация в месте работы банковского подразделения.

    Для рассмотрения заявки клиент предоставляет:

    • паспорт;
    • документ (справку) о подтверждении дохода для кредитов свыше 500000 рублей:
      • о заработной плате по любой из форм — банка, работодателя, 2-НДФЛ;
      • о движении по зарплатному счету, включая данные из стороннего банка;
      • о размере пенсии;
      • налоговую декларацию для занимающихся частной практикой;
      • при учете совокупного супружеского дохода супругов потребуется свидетельство о браке;
    • трудовую книжку (копию, заверенная на работе) при заявленной сумме от 400000 рублей.

    Рассматривая заявку, Росбанк может запросить расчет задолженности рефинансируемого долга (основная сумма, начисленные проценты, комиссионные и прочие платежи с обозначением номера, даты кредитного договора, размера регулярного платежа). При оформлении предусмотрено, как правило, предоставление данных о реквизитах клиентского счета другого банка, где он был открыт для гашения рефинансируемой ссуды.

    Видео

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «logos55.ru» — Бизнес. Маркетинг. Продажи. Ценообразование. Коммуникации